Ученые разгадали секрет дождевых капель

Российский исследователь из Московского физико-технического института (МФТИ), работающий в составе международной научной группы, смог раскрыть загадку возникновения дождевых капель. Как ожидается, соответствующая статья будет в скором времени опубликована в научном журнале Atmospheric Chemistry and Physics.

В ходе исследования международной группе ученых из России, Израиля и Финляндии удалось выяснить, почему дождевые капли достигают своих размеров всего лишь за 10 минут, а не за несколько суток, как утверждали прежние расчеты.

В ходе исследования физики рассматривали капли зародыша дождя в условиях турбулентности. Предметом пристального внимания ученых стала так называемая кластеризация — процесс, при котором в областях между вихрями воздуха быстро накапливаются и растут капли влаги. Согласно расчетам физиков, рост капли от 1 до 100 микрометров должен был занимать сотни часов, однако в реальности дождевые облака проливаются осадками гораздо быстрее.

Кластеризация в условиях турбулентности изучалась физиками не при обычных условиях, в которых все облако сохраняет одинаковую температуру, а при появлении макроскопического градиента температуры — то есть, в условиях, при которых один из краев облака нагревается сильнее другого.

Как показали расчеты, наблюдаемой в реальных облаках разницы температур вполне достаточно для того, чтобы ускорить процесс кластеризации в тысячи раз, что позволяет объяснить довольно быстрое выпадение осадков. При столкновении мелкие капли воды сливаются в капли большего размера, которые также последовательно растут в ходе каждого следующего столкновения, и в результате время роста от 1 до 50 микрон сокращается всего до 10-15 минут.