Открыт механизм борьбы легких с туберкулезом

Международной группе исследователей удалось изучить механизм, использующий иммунные клетки для борьбы с микобактериями, которые являются возбудителями туберкулеза. Статья с результатами исследований была опубликована в научном журнале PNAS.

Ученых заинтересовало поведение клеток в так называемых гранулемах — особых узелках в ткани легких, появляющихся при заражении человека туберкулезом легких. Образование гранулем является следствием размножения иммунных клеток-фагоцитов, созревающих в дальнейшем в клетки-макрофаги. Данные клетки по мере своих сил сражаются с микобактериями, которые находятся в легких.

Исследователям удалось выяснить детали этого процесса. Главную роль в нем играют ферменты макрофагов, способствующие выработке оксида азота NO, в то время как другой фермент регулирует интенсивность его синтеза. Молекула NO, в свою очередь, уничтожает бактериальные клетки благодаря тому, что является свободным радикалом.

Туберкулез легких – местное проявление широко известного инфекционного заболевания, которое возникает при заражении микобактериями. Поражение легких при этом проявляется в различных формах, в зависимости от свойств возбудителя, путей распространения инфекции и многих других факторов. Вплоть до XX века туберкулез легких был практически неизлечим, однако в наши дни разработана комплексная программа, позволяющая эффективно выявить и вылечить данное заболевание на ранних стадиях его развития.